«Селивановская средняя школа №28 – Центр образования с.Селиваново»

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД?

Суицидальная готовность возникает на фоне длительных психотравмирующих переживаний. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.

Причиной подросткового суицида может быть неблагоприятное социальное окружение, неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры  на взрослого.

Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.
Внешние причины суицида

Неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;

Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение,
назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям
подростка;

Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с
родственниками и взрослыми. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;

неумение преодолевать трудности.

Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную почву для срыва у подростков.  Негативные переживания возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, часто читают мораль взрослые.

 

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА У ПОДРОСТКА

Самое главное!

Не оставлять подростка без присмотра

Убрать все потенциально опасные предметы

Доверительный разговор

Обращение к специалисту

Рекомендации в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.

Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

Во время доверительной беседы подростка  необходимо убедить в следующем:

что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Не забывайте обратиться к специалистам (психолог, врач).


  1. Цели и задачи  работы  социально-психологической службы

 1.1.  Социально-психологическая служба в Школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

1.2. Деятельность социально-психологическая службы нацелена на :

  • оказание содействия в решении проблем учащимся из социально не защищенных семей, учащимся с ограниченными возможностями здоровья , учащимся в отношении которых установлена опека или попечительство, дезадаптированным детям и детям с девиантным поведением;
  • организационно-воспитательное , профилактическое и коррекционное воздействие на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и в ОДН.

1.3. В своей деятельности социально- психологическая служба руководствуются Конвенцией о правах детей, Конституцией РФ, Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ”, уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

1.4. Состав социально-психологической службы

  • социальный педагог,
  • заместитель директора по воспитательной работе,
  • психолог,
  • классные руководители (участвуют по необходимости),
  • учителя-предметники (участвуют по необходимости),
  • инспектор ОДН (участвует по необходимости).

1.5. Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

2.  Направления работы

  1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, у их родителей.
  2. Социально-правовое. Защита прав ребенка.
  3. Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.
  4. Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у учащихся.
  5. Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.
  6. Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.
  7. Социально-медицинское.
  1. Функции службы

 

 

  1. Социально-педагогическая:
  2. Социально-правовая:
  3. Социально-психологическая:
  4. Социально-профилактическая:
  5. Социально-диагностическая:
  6. Социально-информационная.
  7. Социально-медицинская.
  • Оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самореализации.
  • Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
  • Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
  • Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятие депрессивного состояния.
  • Организует социально-психологическую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
  • Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (деликтивного) поведения детей и подростков.
  • Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации.
  • Знакомство с законодательными актами и использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.
  • Контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья.

 

4. Права, обязанности и ответственность сотрудников социально-психологической службы

4.1. Сотрудники социально-психологической службы обязаны:

  • руководствоваться уставом, программой социально-психологической службы, кодексом психолога, настоящим Положением;
  • участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также проводимых вышестоящими организациями социальных и психологических конференциях и семинарах;
  • постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы;
  • рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;
  • в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;
  • работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся;
  • хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы;
  • информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта.

4.2 Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

  • принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;
  • посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия ГПД с целью про ведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;
  • знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией
  • проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
  • вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
  • иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;
  • обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
  • обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;
  • обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы;
  • ставить перед администрацией школы, органами народного образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса;
  • участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т. д;
  • определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.

5. Взаимоотношения и связи по работе

5.1. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями учащихся.

5.2. Место проведения: кабинет заместителя директора по воспитательной работе и социального педагога.

5.3. Периодичность – по мере поступления заявок.

5.4. Деятельность социально-психологической службы осуществляется согласно программы социально-психологической службы.